Вы здесь
Памяти моего друга

Памяти моего друга


Вспоминает Юрий Малых

26 февраля 2018 года исполнится год с того дня, когда на 81-м году ушел из жизни известный кинодокументалист, ветеран студии «Киров-телефильм» ГТРК «Вятка», член Союза журналистов России,  член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации Юрий Дмитриевич Авдеев.

С 1965 по 1973 год выпускник факультета «Библиографии» Московского института культуры работал в редакции областной газеты «Комсомольское племя». Здесь он зарекомендовал себя одним из самых опытных и высокопрофессиональных журналистов, человеком многогранного таланта. Ему было по плечу написать яркий очерк о выдающемся комсомольце, сценарий для «синеблузников», чей спектакль с невероятным успехом принимался публикой в Домах культуры города Кирова, лирические стихи, тексты песен, которые он под гитару мог не откладывая, представить товарищам по журналистскому цеху и друзьям, а потом массам почитателей своего творчества.

«Ты наш человек!»

Мое знакомство с Юрием Авдеевым состоялось в 1972 году. После демобилизации из морчастей погранвойск, был принят в аппарат Ленинского райкома ВЛКСМ. Работал секретарем комитета комсомола в Техническом училище №3 (железнодорожников), которое окончил до службы. Кировское телевидение проводило среди профтехучилищ конкурс «Кем быть». Подготовку команды руководство поручило мне. Работая над приветствием, понял — требуется помощь. Кто-то подсказал, что в газете «Комсомольское племя» есть уникальный человек Юрий Авдеев. Разыскал его, объяснил суть, получил согласие.

Прошло столько лет, а  в памяти строки написанной им песни о «ТУ-3»:

«Ты кончил школу, вышел за порог,

Ах-Ох!

 Перед тобою тысячи дорог,

Ах-Ох!

Но есть железная дорога,

на ней профессий разных много,

Одну из них, и ты выбрать мог,

В ТУ-3, в ТУ-3!..»

Далее в тексте о каждой из профессий, что готовило училище для ЖД. Все получилось легко, понятно и красиво. Песня песней, но как представить телезрителю профессии? И здесь Юрий Дмитриевич нашел решение. Построил команду в затылок друг другу, попросил согнуть руки в локте и каждому взяться за локоть впереди стоящего. Получился паровозик.  Сам импровизатор изобразил локомотив, и, напевая, повел состав. Получилось классно! На прямом эфире музыка шла через трансляцию, ребята передвигались уже, конечно, сами и пели о ТУ-3.  У меня сохранилась парочка фотографий с той телевизионной съемки.

Слева направо: автор передачи Владимир Коцепалов, режиссер Гета Якушевич, Юрий Малых, ведущий   Владимир Семенов

Владимир Семенов берет интервью у Ивана Голомидова, Лауреата премии Ленинского комсомола

              Реклама об училище удалась! Конкурс мы выиграли. У меня до сих пор хранится приз за победу — большой красочный петух, выполненный дымковской мастерицей. Спустя какое-то время, узнал, что нашим соперникам из ТУ-8 приветствие написал тоже Юрий Дмитриевич. Таким образом, в этом виде состязания Авдеев выступал против Авдеева. Но в наших ребят, видимо, поэт вложил больше души и актерского мастерства, и зерна легли на благодатную почву.

После телепередачи, мы встретились в кабинете комитета комсомола училища, слегка отметили успех. В приливе эмоций прочитал Авдееву стихи Сергея Чекмарева и Сергея Есенина.  Юрий Дмитриевич обнял меня и, улыбаясь, сказал:  «Спасибо! Ты наш человек!» С этого момента завязалась дружба, продолжавшаяся 45 лет.

«Хуже не умею. Лучше не могу, пока…»

А в тот памятный вечер, он поведал мне историю жизни. Оказалось, что в годы Великой Отечественной войны вместе с мамой жил в Курске. Город был оккупирован немцами. При отступлении фашисты подбросили детям игрушку – бабочку. Она взорвалась в руках у его товарища, который прижал ее к себе. От осколков семнадцать ранений получил Юра. Одно из них в глаз. Жизнь ему спас маршал Рокоссовский, отправивший на большую землю в одной машине с тяжелораненым офицером. Операция прошла успешно. Это позволило ему уверенно шагать по жизни и добиваться задуманного. Во время учебы в институте, чтобы заработать денег, взял академический отпуск и отправился по комсомольской путевке на Целину. Работал шофером. Это была его первая профессия. После окончания вуза трудился редактором курской газеты «Молодая гвардия». Под его руководством печатное издание стало настоящим литературным центром города. Стихи Авдеева публиковались в сборнике «Сердце мое — земля» в 1963 году и в сборнике «Когда тебе восемнадцать» в 1968 году. Из-за больших сокращений в агентстве печати «Новости он остался без работы. В Москве познакомился с Альбертом Лихановым, который предложил место в редакции Кировской газеты «Комсомольское племя». О журналистской стезе в нашей молодежке сказал, как о времени, открывшем для него дорогу к большому творчеству.  Особо запомнились его слова, обозначающие как бы критерий отношения к самому себе: «Хуже не умею. Лучше не могу, пока…»

Литературный наставник.

Затаившаяся во мне с детства тяга к литературному творчеству была разбужена Юрием Дмитриевичем, когда работал в обкоме ВЛКСМ. Авдеев подвиг меня к написанию газетных публикаций, стал одним из литературных наставников. Не раз, завершая работу над материалом,  показывал ему написанное, получал дельные советы. Должен отметить, что, не смотря на занятость, он никогда не отказывал, всегда находил для меня время.  В памяти подготовка статьи в «Кировскую правду» «Кочующие пункты» с продолжением «И снова кочующие…». Речь в них шла о равнодушном отношении в Кировской области к проблемам профтехобразования. Материал был адресован тем, кто намечал меры для позитивных изменений, но ничего не делал для их реализации. Авдеев помог мне погасить импульсивность, сделать текст более гибким. Позже, когда проснулось желание писать стихи, Юрий Дмитриевич стал моим категоричным редактором. Сходу улавливал недостатки, побуждал работать над текстом.

«Разыскивается взрослый друг мальчишки».

Как помнится, в 1973 году, Ю. Авдеева пригласили на Кировское телевидение редактором молодежных программ.  В том же году он стал редактором кинопроизводства, главным редактором главной редакции по производству и обмену телефильмов. Вновь назначенному главреду удалось добиться включения «Киров-телефильм» в число фильм о производящих студий в системе Гостелерадио СССР. В результате документальные фильмы кировчан транслировались по Центральному телевидению и распространялись по другим студиям страны. Всего студией было подготовлено более 400 документальных фильмов, которые являются золотым фондом ГТРК «Вятка».

В 1982 году, работая в Управлении внутренних дел Кировской области, отвечал за взаимодействие со СМИ. Бывая в Кировском комитете по телевидению и радиовещанию, заходил в редакцию „Киров-телефильм“ к Юрию Дмитриевичу. Однажды поделился с ним фактами благодатного шефства мужчин на трудными подростками в Вятских Полянах. Он немедля предложил взяться за сценарий. В 1983 году на телевизионный экран вышел документальный фильм  «Разыскивается взрослый друг мальчишки». Его часто демонстрировали не только на ТВ в Кирове, но и на Всесоюзном экране. А совсем недавно нашел в Интернете этот фильм и аннотацию к нему:«…получился «познавательный фильм социальной тематики».

В 1986 году, работая в обкоме партии, приехал с делегацией Кировской области на пограничную заставу имени нашего земляка Героя Советского Союза Виталия Козлова в Приаргунском отряде. Зашел в комнату для политических занятий. Пограничники смотрят телевизор. Ба!..На экране «Разыскивается взрослый друг мальчишки»! Прекрасный подарок кировской делегации на границе с Китаем от спутникового телевидения СССР! Сегодня инет в каждой квартире и нашу творческую работу с Юрием Авдеевым и режиссером Мариной Дахматской можно посмотреть в по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=r4I1O9Gkkfs;  https://tv.yandex.ru/46/program/razyskivaetsya-vzroslyj-drug-malchishki-524741/.

   Авдеев и вятская юстиция.

С 1992 по 2002 год Юрий Дмитриевич был директор кино-видеостудии «Вятка-телефильм». Он всегда был в курсе моих творческих дел. Не скрываю, что названия книгам по истории юстиции Вятского края «Юристы военного времени» и«Юстиция: два века на службе закону» предложил мне Авдеев, став, как бы, соавтором. Умение емко выражать мысль Юрий Дмитриевич демонстрировал неоднократно. А в содержании произведений он увидел неисчерпаемый кладезь для создания документального кино. И оно появилось.Первый фильм -«Судебный пристав, я имею честь…».

Весной 2001 года в Управление юстиции по Кировской области неожиданно пришло приглашение на третий межгосударственный кино-телефестиваль «Правопорядок и общество». С только что созданным фильмом отправили Юрия Дмитриевича.

Игорь Перунов, автор статьи «Глоток свободы в рамках закона», так охарактеризовал тогда творческую работу: «Юрий Авдеев, режиссер-документалист из Вятки, сделал фильм «Судебный пристав, я имею честь…», в котором нашлось место живой, разговорной интонации закадрового рассказчика (самого автора) и острой наблюдательности. Скучноватая рутина профессии судебного пристава «расцветает», преображается, заинтересовывает. Насущной представляется проблема присутствия автора не только за кадром, но и в кадре. Автор в кадре – герой, безусловно, положительный, с открытой, располагающей к себе внешностью, умный и в меру ироничный».

Следует особо подчеркнуть, что в ходе кропотливого труда над этим фильмом Юрий Дмитриевич написал песню Управления службы судебных приставов по Кировской области, которая завершает рассказ. По итогам Всероссийского смотра-конкурса она стала Гимном Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

Если на третьем фестивале диплома фильм Ю. Авдеева не получил, то на следующем высшей награды был удостоен документальный фильм «Портрет нотариуса». Золотая фигурка «Ника-богиня победы» все годы стояла у него дома на рабочем столе. В управлениях Минюста, Службы судебных приставов и Росреестра по Кировской области хранят работы мастера «Я бы в приставы пошел…», «Пристав человек государственный», «Движение вокруг недвижимости», «Муравьиная тропа», «Семеро у столпа закона» и другие. В декабре 2017 года,последний из названных фильмов, был представлен участникам областной конференции, посвященной 215-летию Министерства юстиции Российской Федерации.

  Мысленно обращаюсь к другу…

Возвращаясь к названию документального фильма «Разыскивается взрослый друг мальчишки», хочу откровенно сказать, что для меня Юрий Дмитриевич Авдеев и был тем самым взрослым другом, о котором создан фильм.  Таким он останется для меня до конца дней. Периодически работая над каким-либо материалом, мысленно вновь обращаюсь к своему прекрасному наставнику и Другу с большой буквы, как бы стараясь услышать его честное мнение.


Похожие записи